История школы в Новосольниках всего на год моложе истории самого города. Наш город появился на карте в 1901 году, а уже в 1902-м году на станции Новосокольники было открыто вначале двухклассное, а с 1907г - четырехклассное железнодорожное училище. В училище было 5 отделений и содержалось оно на средства правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Население станционного поселка быстро росло, и десять лет спустя для тех, кому не нашлось места в железнодорожном училище, а также для детей из близлежащих деревень, в доме купца по постановлению Великолукского уездного земского собрания от 14 апреля 1912 года было открыто двухклассное земское училище, позже также преобразованное в четырехклассное.
|
|
Железнодорожное училище, 1913 г. |
Земская школа, 1912 г. |
В следующем 1913 году, по некоторым данным, было построено новое здание железнодорожного училища, облик которого донесли до нас старые фотографии. Школа была деревянной, одноэтажной, однако над вестибюлем был устроен интересный элемент – стеклянная крыша, отчего ее так и называли впоследствии, «школа со стеклянной крышей».
Особое внимание здесь уделялось изучению лесного хозяйства, преподавался даже такой предмет, как шелководство. В училище обучались 210 мальчиков и 161 девочка (данные на январь 1916).Попечителем училища был инженер Владимир Александрович Челноков, законоучителем священник Новоскольнической железнодорожной церкви (Свято-Никольского храма) Евгений Петрович Троицкий, вместе с ним уроки вел местный ксендз, настоятель католического молитвенного дома Сердца Иисусова Станислав Францевич Маневский. Учителями состояли: Георгий Никифорович Никифоров, окончивший Псковскую учительскую семинарию; Александр Васильевич Виноградов, имевший звание учителя одноклассной школы; Зинаида Васильевна Павлова, окончившая Московскую женскую гимназию; Анна Ивановна Иванова, Елена Сидоровна Оверина, Ольга Михайловна Голицына, окончившие Великолукскую женскую гимназию.
После революции 1917 года железнодорожное училище было преобразовано в железнодорожную школу, с 1927 года стала семилетней школой № 14. Учебные классы размещались не только в школе, но и в здании почты. Директором школы тогда был Чушинский Игнатий Степанович.
Земская же школа после революции была преобразована в Единую трудовую школу 1 ступени (четырехклассную), в начале 1920-х здесь обучалось около 50 учеников. В 1929 году ее решено было расширить до семилетки – она стала опорной пятикомплектной школой в подчинении горсовета – поселок Новосокольники к тому времени приобрел статус города.
В 1936 году школа перебралась в новое, специально построенное двухэтажное здание – на этом месте и на его фундаменте ныне стоит часть первого корпуса нашей школы. Тогда же она стала десятилетней.
Педагогический коллектив железнодорожной школы № 14 тогда возглавляла Мария Михайловна Соловьева. В 1938-39 гг. году именно под ее руководством строилось новое двухэтажное здание – в школе в ту пору училось около 2000 ребят. Школа работала в три смены. В 1939 году в новом здании, построенном напротив семилетней школы № 14, была открыта десятилетняя железнодорожная школа № 28. Была в городе и третья железнодорожная школа – начальная № 29.
В школах работали кружки: фотографический, авиамодельный, санинструкоторов, художественной самодеятельности, струнный оркестр. За железнодорожной школой № 14 находился опытно-экспериментальный участок «Молодые всходы» - здесь ученики приобщались к сельскохозяйственному труду. Здесь было все – огород, фруктовый сад с вишнями, сливами, яблонями. Это был своего рода школьный «колхоз», в котором даже учитывались трудодни, согласно им ученикам выдавалась натуроплата. Своего рода памятью о нем является название одной из нынешних улиц – «Садовая».
Летом 1941 года, с началом войны, в здании школы № 14 был размещен военный госпиталь. В годы оккупации все школьные здания использовались для нужд немецкой армии – поэтому они стали целями для нашей авиации. В тяжелых боях 1943-44 гг. город Новосокольники был разрушен до основания. Погибли и все школьные здания, кроме одного. Именно на уцелевшем здании земской школы, где после ее перевода в конце тридатых годов располагался райотдел милиции, 29 января 1944 года, в день освобождения города, был поднят Красный Флаг.
|
|
Здание городской школы в годы оккупации |
Красный флаг над бывшим зданием земской школы |
Сразу после освобождения школы возобновили свою работу. Располагались они в частных домах и приспособленных помещениях. Железнодорожная школа начала работу в здании бывшего детского сада на ул. Калинина, а также доме на улице Советской. Директором школы был назначен Сергей Викентьевич Ковалевский. За труд на педагогическом поприще он награжден орденом «Знак почета» и медалью «За трудовую доблесть».
В первые послевоенные годы были построены новые школьные здания. Здание городской средней школы восстановили на старом фундаменте – она приняла учеников уже в 1949 году. А в 1951 году на месте узла связи было закончено строительство нового здания железнодорожной школы, ставшего одним их архитектурных достопримечательностей нашего города – оно было возведено в стиле советского классицизма. С 1953 года здесь располагается железнодорожная школа № 72.
Погибшее здание школы № 14 также было восстановлено, но теперь уже не деревянное – а кирпичное, но с соблюдением прежних пропорций и стиля. Здесь разместилась восьмилетняя школа.
|
|
Городская школа, восстановлена в 1949г. |
Железнодорожная школа, построена в 1951г. |
Население города в те годы росло, росло и количество учеников. В 60-80-е гг. оба школьных здания «обросли» многочисленными пристройками, спортзалами, мастерскими, превратившись в настоящий школьный микрорайон в центре нашего города.
В 2004 году железнодорожная школа № 72 была передана на баланс города и стала средней школой № 1 города Новосокольники. Городская средняя школа сохраняла прежнее название.
25 сентября 2015 года две школы нашего города, Новосокольническая средняя общеобразовательная школа и средняя школа №1, были объединены в одну большую МБОУ "Средняя школа г.Новосокольники". Бывшая железнодорожная школа стала корпусом № 2, городская средняя школа – корпусом № 1. В объединенной школе сегодня насчитывается около тысячи учащихся и около пятидесяти классов-комплектов.
Скачать файл: ход урока.RTF